Домой Лента соцсетей Юлия Ковалевская о медреформе: Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Юлия Ковалевская о медреформе: Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

784
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

На днях комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета рекомендовал принять Парламенту выводы и предложения к проекту Госбюджета-2019.

Это значит, что главный финансовый документ года нынешнее провластное парламентское большинство почти гарантировано утвердит в правительственной версии. Будут, конечно, некоторые поправки, но претензии отдельных депутатов компенсируют выделением средств на округа.

Если очень сжато, то Бюджет-2019 – антисоциальный, не дающий возможности для повышения уровня жизни граждан, стабилизации экономики и её роста. Складывается впечатление, что цель такого бюджета,как и прочих действий нынешней власти, – это утверждение Украины в колониальном статусе, для оттока рабочей силы, для увеличения экспорта сырьевых ресурсов и для превращения территории в рынок сбыта низкокачественных товаров и в полигон для отходов…

Если посмотреть на действия власти с этой точки зрения, то важной задачей является создание максимально некомфортных условий для проживания местного населения, всех нас. В первую очередь – за счёт снижения уровня медицинский услуг. Об этом речь идёт и в проекте Бюджета-2019.

Удручающую ситуацию в сфере охраны здоровья признают и депутаты из проправительственной коалиции. Так, один из народных избранников утверждает, что «бюджет увеличен на 11 миллиардов гривен на медицину (это не совсем правда, но об этом напишу ниже). Хотя… закон о государственных гарантиях оказания медуслуг говорит о том, что расходы на медицину в развитой стране должны быть не менее 5%. На сегодня эти расходы составляют только 3,1%».
То есть, с легкостью обвинил Кабмин в нарушении Закона Украины. Ну, и что такого, это становится уже привычным.

Однако, сказал неправду и тут. Не про абстрактную «развитую страну» говорится в Законе, а конкретно про Украинское государство. Статья 4, п. 5: «Обсяг коштів Державного бюджету України, що спрямовуються на реалізацію програми медичних гарантій, щорічно визначається в Законі України про Державний бюджет України як частка валового внутрішнього продукту (у відсотках) у розмірі не менше 5 відсотків валового внутрішнього продукту України. Видатки на програму медичних гарантій є захищеними статтями видатків бюджету».

В общем, мелкие подтасовки нардепа умножаются на серьёзное нарушение законодательства со стороны Правительства.
Но этим проблемы не ограничиваются. Трубадуры власти заявили о том, что «расходы на медицину выросли».

Простая арифметика показывает, что формально они вроде бы правы. Суммарные статьи затрат на функционирование МОЗ, Национальную Службу здоровья и «общегосударственных расходов и кредитования» (что подразумевает субвенции местным бюджетам) выросли с 95,2 млрд грн в 2018-м году до 115 млрд грн в 2019-м. То есть, о чём говорил нардеп.

Вот только увеличились расходы на ручное управление финансами Минздрава (37,3 млрд против 26,5 млрд в прошлом году) и на НацСлужбу Здоровья (с 8,24 млрд до 19,25 млрд). Адепты власти кричат о повышении расходов на первичную медицину. Увы, до семейных врачей в подавляющем большинстве средства не доходят и сейчас, создавая благоприятную почву для махинаций с бюджетными деньгами на всех уровнях.

Но, даже, если предположить (хотя с учётом инфляции это не получается), что денег на медицину в Украине будет не меньше, чем в предыдущем году, то и тут ситуация останется сложной, так как большинство целевых программ в 2018-м провалились. И, следовательно, с учётом сохранения финансирования по остаточному принципу, потерпят крах и в следующем году.

Так, на лечение за рубежом на следующий год запланирована такая же сумма, как и в предыдущем – 389 млн грн. В нынешнем году эти деньги закончились еще в мае. Под Минздравом уже почти месяц в палатках живут те, кому средств не хватило.

Почти 1 млрд грн предполагается направить на субвенцию местным бюджетам на реализацию пилотного проекта по развитию системы экстренной медицинской помощи в Винницкой, Донецкой, Одесской, Полтавской, Тернопольской областях и г. Киеве.

Вроде бы, это хорошо, но: 1) за прошлые годы и этих средств не находилось; 2) перечень регионов ограничен; 3) субвенция является одним из пунктов статьи общегосударственной субвенции, которая как раз урезана (см. выше). То есть, пилотный проект будут реализовывать за счёт прочих издержек.

Эксперты уже говорят о дискриминации не попавших в перечень регионов. А СМИ пессимистически делают выводы, что в других областях, которые не получат ни копейки, на вызов к пациенту машина может вообще не приехать.

Ну а как по-другому понимать инициативы Правительства, которое не знает, в каком направлении двигается т. н. «реформа» медицины?

Прочие программы также откровенно «хромают». 1 млрд грн на программу «Доступные лекарства» – это 10 грн в месяц на гипертоника.

А куда же пойдут сэкономленные средства? На возвращение долгов, набранных нынешним и предыдущим правительствами. На государственный аппарат. На силовые структуры…

В целом, ясный сигнал со стороны власти населению – «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

К счастью, осталось этой власти недолго! Надеюсь на предстоящие выборы!

Юлия Ковалевская, Народный депутат Украины V и VI созывов, кандидат наук по государственному управлению.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ