Домой Аналитика Что знает Варфоломей, но не знает Порошенко

Что знает Варфоломей, но не знает Порошенко

1135
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Православной репутации иерархов Константинополя нельзя сказать, чтобы посчастливилось от самого его появления на сцене истории как столицы… Никакого церковного прошлого, никаких заслуг перед церковью и православием. Только одни раздражающие претензии быть каким-то непрошеным главой церкви – орудием государственной власти… У Константинопольского епископа, кроме города, не было даже своей епархиальной территории.
проф. А. Карташев «Вселенские Соборы»

Если смотреть на историю с автокефалией и Томосом с точки зрения оценки качества информационных спецопераций, то это, конечно, провал. Пафоса – много, а на выходе сложилась ситуация, когда даже ярые адепты Петра Алексеевича с трудом понимают, что происходит на церковном фронте.

Дело в том, что базовый электорат Порошенко в церковь не ходит. И в религиозных вопросах не сильно разбирается. А вот православных прихожан усердие Президента в тех вещах, в которых он не сильно разбирается, вряд ли воодушевит. И голосовать за него они точно не будут.

Но, давайте, поставим себя на место инициаторов De disputatione fidei (Ростислав Павленко). И, предположим, что считаем предвыборную технологию путём решения давнего вопроса «масштабом не століття, а тисячоліття» (Порошенко). И, действительно, переведём дискуссию на богословский уровень.
Вот что получится.

Главный аргумент инициаторов создания новой конфессии (СЦУ) – первенство Константинопольского Патриарха в православной среде. Следовательно, у него есть право создания новых церквей и формулирования выводов об их каноническом статусе.
А теперь посмотрим на этот аргумент с точки зрения того же канонического права, к которому апеллируют сторонники Томоса.

И получим прецедент V века (а отсылки к столетию, например, XVII-му с обсуждением вопросов юрисдикции Киевской митрополии Стамбул себе позволяет), когда архиепископом Константинополя был некто Несторий.
Так вот Несторий настаивал на том, что Христос разделенно совмещал две природы – человеческую и божественную. И Богородица, соответственно, не могла родить Бога, а родила человека.
Учение это выросло в ересь с тем контекстом, что Бог не мог страдать на кресте. Поэтому, весть об искуплении превращалась в пустой звук.

Несторианство было осуждено на ІІІ Эфесском и IV Халкидонском Вселенских Соборах.
Не углубляясь в богословские тонкости, скажем лишь, что этот прецедент показывает: Константинопольский епископ может впадать в ересь. И этот факт является общепризнанным.

Далее попробуем предугадать последствия внутрицерковного противостояния, которое уже имеет место. А последствия эти таковы, что разовый передвыборный, к тому же неудачный PR Петра Порошенко привёл к серьёзным дискуссиям на теологическом уровне – имеет право или нет епископ командовать на территории другого епископа.

II Вселенский Собор 2-м своим правилом провозгласил общий принцип: «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей».
Этот факт разделяют все предстоятели автокефальных Православных Церквей.
Увы, религиозная конструкция П. А. Порошенко настолько хрупка, что рухнет сразу же после президентских выборов.

На Вселенских Соборах руководствовал Святой Дух.

«Под выборы» призвать Святой Дух не получается в принципе. Кроме «порохоботов» (которые на зарплате), это понимают все. То, что УПЦ – это ещё и Крым, и Донбасс непрошенные радетели автокефалии стараются не вспоминать. Томос явно к миру в Украине не приближает.
Варфоломей, конечно, заработал. Но Петр не приобрел.

В Историю, как известно, можно войти, а можно влипнуть. Как уже понятно, действующий Гарант в неё не вошёл.

Автор: Олег Карлов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ