Домой Важные новости ОФИЦИАЛЬНО: Конституционный Суд Украины признал создание Нацкомиссии по тарифам неконституционным

ОФИЦИАЛЬНО: Конституционный Суд Украины признал создание Нацкомиссии по тарифам неконституционным

1011
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Конституционный Суд признал создание комиссии по тарифам НКРЭКУ неконституционным.

Конституционный Суд Украины опубликовал в пятницу, 14 июня, решение о неконституционности создания Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

С решением по делу Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (Полностью: по конституционному представлению 46 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) части первой статьи 1, пункта 2 части первой статьи 4, части первой, абзацев первого, второго части второй статьи 5, абзацев второго, третьего, четвертого, пятого , тридцать девятого, сорокового части третьей, части шестой статьи 8 Закона Украины «о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг») можно ознакомиться на сайте суда.

Официальная информация гласит, что данным Решением Конституционный Суд Украины:

— признал соответствующим Конституции Украины (конституционным) абзац пятый части третьей статьи 8 Закона Украины «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» от 22 сентября 2016 № 1540-VIII;

— признал не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) часть первую статьи 1, пункт 2 части первой статьи 4, часть первую, абзацы первый, второй части второй статьи 5, абзацы второй, третий, четвертый, тридцать девятой, сороковой части третьей, часть шестую статьи 8 настоящего Закона.

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее — Комиссия) образована Указом Президента Украины «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» от 27 августа 2014 № 694. Законом Украины «О Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг «от 22 сентября 2016 № 1540-VIII (далее — Закон) комиссия наделена статусом постоянно действующего независимого государственного коллегиального органа, которая осуществляет государственную власть в определенных законом сферах.

Законом предусмотрено, что члены Комиссии назначаются на должности Указом президента Украины; их полномочия прекращаются досрочно по решению президента Украины. Назначение на должность члена Комиссии осуществляется по результатам открытого конкурсного отбора на занятие этой должности, кроме случаев, предусмотренных Законом; организацию и проведение конкурсного отбора осуществляет Конкурсная комиссия по отбору кандидатов на должности членов Комиссии, в состав которой входят: 1) два человека, которых определяет Президент Украины; 2) два человека, которых определяет Верховная Рада Украины 3) один человек, которого определяет Кабинет Министров Украины.

В Решении КСУ констатировал, что образование постоянно действующего независимого государственного коллегиального органа, по функциональному назначению, сферой деятельности, полномочиями имеет признаки центрального органа исполнительной власти, но не подчиняется Кабинету Министров Украины и не относится к системе органов исполнительной власти, не согласуется с Конституцией Украины.

Основной Закон Украины допускает образования органа государственной власти, который осуществлял бы государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг, как центрального органа исполнительной власти. Такой орган может быть создан Кабинетом Министров Украины (пункт 91 статьи 116 Конституции Украины) с законодательным определением Верховной Радой Украины его организации и деятельности (пункт 12 части первой статьи 92 Конституции Украины).

КСУ в своих решениях неоднократно отмечал, что Верховная Рада Украины и президент Украины при решении вопросов образования, формирования органов государственной власти и нормирования их деятельности в соответствии с частью второй статьи 19 Основного Закона Украины обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренных Конституцией и законами Украины. Президент Украины и Верховная Рада Украины должны действовать в пределах конституционных полномочий, в частности, участия в формировании только тех органов, которые предусмотрены Конституцией Украины.

В Решении КСУ в очередной раз отметил, что полномочия президента Украины и Верховной Рады Украины определяются исключительно Основным Законом Украины и не могут быть расширены законом или иным нормативно-правовым актом. При этом Основной Закон Украины не наделяет Верховную Раду Украины правом определять в своих актах полномочия парламента и главы государства выходя за пределы тех, которые установлены конституционными нормами.

КСУ пришел к выводу о том, что полномочия главы государства и единого органа законодательной власти в Украине по формированию конкурсной комиссии, как и право Президента Украины назначать членов Комиссии и досрочно прекращать их полномочия, Конституцией Украины не предусмотрены. Указанные полномочия, закрепленные Законом, выходят за пределы конституционной компетенции парламента и главы государства.

Вместе с тем, полномочия Кабинета Министров Украины, в отличие от полномочий Верховной Рады Украины и Президента Украины, могут определяться не только Конституцией Украины, но и законами Украины. При этом любое полномочия Кабинета Министров Украины или другого органа исполнительной власти не может определяться законом вопреки конституционным предписаниям.

Несмотря на то, что признание неконституционными отдельных положений Закона будет правовым последствием существенные пробелы в законодательстве о порядке организации деятельности Комиссии, может сделать невозможным ее функционирования и выполнения ею задач государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг, КСУ признал нужным отсрочить потерю силу соответствующих положений закона для приведения действующего законодательства в этой части в соответствие с требованиями Конституции Украины.

В решении суда отмечается, что часть первая статьи 1, пункт 2 части первой статьи 4, часть первая, абзацы первый, второй части второй статьи 5, абзацы второй, третий, четвертый, тридцать девятый, сороковой части третьей, часть шестая статьи 8 Закон Украины «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» от 22 сентября 2016 № 1540-VIII, признанные неконституционными, утрачивают силу с 31 декабря 2019 года.

Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и таким, которое не может быть обжаловано.

В самом решении 19 страниц. «Правда Inform» публикует первые и последние страницы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ