Домой Новости Киева В Киеве состоялось экспертное заседание — обсуждение новаций в избирательном законодательстве Украины

В Киеве состоялось экспертное заседание — обсуждение новаций в избирательном законодательстве Украины

681
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Подписанный Президентом Украины Избирательный кодекс сложен для понимания и реализации, содержит ряд сомнительных с правовой точки зрения противоречий, а также ряд крайне нечётко прописанных норм. Поэтому документ нуждается в доработке, особенно с учётом возможной конституционной реформы в части изменения административно-территориального устройства страны.

С этим согласились докладчики и участники экспертного обсуждения нововведений в избирательном законодательстве Украины, прошедшего 23 января 2020 г. в Киеве на базе кафедры политических технологий КНЭУ. Мероприятие собрало более 120 человек из Киева, Харькова, Днепра, Одессы, Херсона, Николаева, Винницы и других городов Украины. В дискуссии приняли участие зам. главы Центральной избирательной комиссии Сергей Дубовик, члены Центральной избирательной комиссии Юрий Буглак и Сергей Постивый, народные депутаты Верховной Рады прошлых созывов, депутаты местных советов, политические консультанты всех специализаций, электоральные юристы, журналисты.

Соорганизаторами экспертного обсуждения Кодекса выступили III Конференция политтехнологов и политконсультантов Украины, Украинский институт менеджмента та анализа политики, общественная организация  «Лига избирателей», ООО «VIP-Консалтинг», Украинский институт будущего при поддержке кафедры политтехнологий КНЭУ им. В.Гетьмана и канала «Интервизор».

 «Целью нашего обсуждения является не только выработка предложений по усовершенствованию Кодекса, хотя и это важное направление работы, но и рассмотрение практических аспектов применения вступивших в действие новых правил для политиков, партий, избирателей и специалистов по организации предстоящих местных выборов», – отметила во время открытия заседания председатель Правления ОО «Лига избирателей» Юлия Ковалевская.

Докладчики приводили примеры откровенно контрадикционных норм Кодекса, которые противоречат и действующему законодательству, и здравому смыслу, а поэтому могут не только крайне затруднить избирательный процесс, но и стать причиной для многочисленных судебных разбирательств. Некоторые термины, приведённые в документе, впервые появились в украинском законодательстве и не имеют однозначной трактовки, как, например, упоминание некой «главной избирательной комиссии». Отсутствует чёткий запрет, равно как и разрешение одновременного баллотирования в советы разных уровней с одновременным выдвижением в мэры городов или на должности глав сельских и поселковых советов. Неопределённой остаётся приоритетность субъекта выдвижения в некоторые советы, например, городов районного значения (ст. 217). В целом, были отмечены спорные моменты более, чем в 30 статьях Кодекса, что, конечно, является причиной для его дальнейшей доработки. Были озвучены и предложения законодательно урегулировать, наконец, вопросы оплаты партийных активистов (агитаторов, членов избирательных комиссий), которые в прошлые годы получали оплату из «чёрных касс».

Возражения встретили и предлагаемые многомиллионные суммы залогов, что автоматически отсекает большинство желающих принять участие в выборах граждан, не имеющих возможности их внесения.

Докладчики подчёркивали своеобразность положений Кодекса, который, по сути, возвращает мажоритарную систему на уровень городов (менее 90 тыс. избирателей), районов и сёл. С возможностью баллотирования самовыдвиженцев. Спорным в ходе обсуждения стал тезис о необходимости или излишестве партийного строительства на местах, как факторе успеха на выборах.

В то же время, роль партий на региональном уровне остаётся главным определяющим фактором для победы кандидатов. Так, участники обсуждения согласились с тем, что систему выборов в областные советы и крупные города (90 тыс. и более избирателей) фактически можно назвать «полуоткрытой». Основные преимущества получают кандидаты, закреплённые в верхней части списков рейтинговых политических партий, претенденты, баллотирующиеся в округах на базовых для политических сил территориях, политики, способные мобилизовать для получения дополнительных голосов за счёт «преференциального голосования», участников тех или иных общественных структур. Что даст возможность обеспечить преодоление избирательной квоты более, чем на 25%. Это, согласно Кодексу, даёт возможность повысить своё место в региональном избирательном списке. В этой связи ряд выступающих высказали опасение об угрозе активизации попыток строительства пресловутых «сеток», то есть подготовки прямого или опосредствованного подкупа избирателей со стороны недобросовестных политиков.

Также было озвучено мнение, что сложность понимания Избирательного кодекса и недостаточная подготовка рядовых участников избирательной кампании актуализируют вопросы обучения. Десять подготовленных агитаторов, которые не только убедят избирателей поддержать того или иного кандидата и партию, но и доступно объяснят гражданам все тонкости процедуры голосования, принесут больше пользы, чем множество сторонников, агитирующих «вслепую».

С фактом возрастающей потребности в учебном процессе согласились и представители ЦИК, которые анонсировали начало работы тренингового центра для членов избирательных комиссий и других участников выборов.

В финале мероприятия было озвучено солидарное мнение о необходимости новой встречи по итогам ожидаемых в феврале-марте 2020 года корректировок положений Избирательного кодекса, а также внесения изменений в Основной закон Украины в части административно-территориального устройства.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ